WhatsApp 
 WhatsApp 


Москва  
  +7 906 7162928
+39 334 7548522

+7 499 1437998
+7 499 1437257



Итальянское хлебопекарное, кондитерское, макаронное и упаковочное оборудование




Список категорий / Хлебопекарная и кондитерская отрасли

Обзор рынка снеков города Воронеж, 2007 год


На сегодняшний день на рынке снеков работают множество российских и зарубежных производителей, которые заинтересованы в постоянном увеличении объемов продаж выпускаемой продукции. Одним из элементов решения данной задачи является изучение потреби­тельского поведения и выявление основных предпочтений покупателей на этом рынке.

Потребление снеков в России в настоя­щее время, по оценкам экспертов, составля­ет 1,5 килограмма в год на одного жителя, в то же время среднедушевое потребление в Западной Европе составляет 10 килограм­мов в год. Сохраняющаяся тенденция уско­рения ритма жизни определяет потенциал развития рынка снеков в России. Поскольку такая продукция является товаром импуль­сного спроса, для продвижения торговых марок здесь необходим агрессивный марке­тинг. В частности, большое внимание уделя­ется рекламе. Причем рекламная стратегия должна разрабатываться отдельно для каж­дого сегмента, учитывая потребительские предпочтения и ситуации потребления.

В ближайшие 2-3 года на рынке снеков ожидаются процессы консолидации произ­водителей по группам товаров «Орешки» и «Семечки». В настоящее время производите­ли таких снеков имеют возможность создать яркие запоминающиеся бренды.

Развитие мелких производителей может осуществляться в рамках одного из трех сценариев.

1. Производство продукции для других компаний, крупных розничных сетей по схеме private label.

2. Создание собственного локального бренда, скорее всего, в низкой ценовой ка­тегории. При этом основными проблемами для производителя станут необходимость развития собственной системы дистрибьюции и высокие затраты на вхождение в роз­ничные сети.

3. Создание снеков, которые не имеют аналогов, - продуктовые инновации.

В январе 2007 года компания «Реформа» проанализировала поведение потребителей на рынке снеков г. Воронежа.

Согласно полученным в ходе опроса дан­ным, наиболее значимым фактором выбо­ра снеков является упаковка.

Как уже было сказано, эта продукция относится к катего­рии импульсных покупок, поэтому упаковка должна быть яркой, интересной, привле­кающей внимание. Важно и то, насколько удобно и легко она открывается. Дополнительные преимущества товару обеспечива­ют изображение продукта на упаковке или возможность его визуальной оценки (про­зрачное окошко).

Конечно же, одним из самых важных факторов остается вкус. Поэтому для оцен­ки перспектив новых продуктов производи­телям рекомендуется проводить предвари­тельные дегустации. Для покупателя важен и запах продукции, а также насколько хо­рошо пачка со снеками сохраняет аромат и влияет на оценку качества данного продукта потребителями.

По результатам исследования были оп­ределены следующие наиболее типичные ситуации и время потребления снеков:

• в дневное время в качестве перекуса;

• в качестве закуски к пиву;

• в вечернее время перед телевизором;

• чтобы скоротать время в дороге;

• на природе.

Итак, что же едят воронежцы между ос­новными приемами пищи? Так, в январе 2007 года большинство горожан покупали суха­рики и орешки в упаковке - 66 и 65% соот­ветственно, картофельные чипсы и семечки приобретали 53 и 52% соответственно, суше­ные морепродукты (кальмары, вяленую рыб­ку) - 33%, готовые завтраки (кукурузные хло­пья, подушечки, звездочки) - 26%.

При этом орешки в упаковке покупали в основном подростки и молодежь 18-28 лет, а также женщины в возрасте от 34 до 43 лет. Сухарики активно покупали подростки и молодежь 18-23 лет, а также люди в возрасте от 29 до 33 лет.

Чипсы были востребованы у достаточно широкой аудитории: молодежь 18-23 лет, а также молодые люди от 23 до 33 лет.

Мюсли чаще всего покупали женщины 34-38 лет, а кукурузные палочки - молодые женщины 24-28 лет и женщины в возрасте от 39 до 43 лет.

В целом, у мужчин в большей степени востребованы соленые снеки как продукт, употребляемый с пивом. Сладкие снеки по­купают преимущественно женщины - для себя или для детей, а также подростки в ка­честве лакомства.

По данным проведенного опроса, осве­домленность потребителей о существующих торговых марках различна в зависимости от категории снеков. По количеству известных потребителю торговых марок снеки можно разделить на три группы: с высоким, сред­ним и низким уровнем концентрации.

Высокая концентрация торговых ма­рок, узнаваемых покупателями, отмечена по группам товаров «Сухарики» и «Чипсы». Так, пятерку лидеров у сухари­ков в этом рейтинге составляют «Кириешки» (ЗАО «УК «Сибирский берег», г. Ново­сибирск), «З Корочки» (ЗАО «Бриджтаун Фудс», Москва), «Клинские» (ЗАО «Планета вкуса», Москва), «Компашки» и «Бомбастер» (обе марки - «Сибирский берег»).

Что касается чипсов, то здесь в первую пятерку по узнаваемости вошли марки Lay’s (Frito Lay, Inc., США), «Московский карто­фель» (ОАО «Русский продукт», Москва), Pringles (Procter & Gamble, США), «Русская картошка» (ООО «Русскарт», Москва) и Estrella (ООО «Крафт фудс», Москва).

Низкая концентрация торговых марок, узнаваемых покупателями, наблюдается в группах «Орешки в упаковке» и «Семечки». Так, из одиннадцати исследуемых торговых марок орешков в упаковке потребители выделяют лишь три: Chaka, «Жико» (обе - ЗАО «Рибер энд Сан Раша Продакшн», Московская область) и «Клинские». Анало­гичная ситуация наблюдается и в сегменте семечек, где самыми известными торговы­ми марками являются «Станичные байки» (ООО «Аргосоюз»,- Тамбовская область), «Бабкины» (ООО «Тролль», Московская об­ласть) и «Золотая семечка» (ЧП Кузнецов С.В., г. Калуга).



Средняя концентрация торговых марок, узнаваемых покупателями, отмечается в группе соленых морепродуктов. В дан­ной категории покупатели достаточно четко выделяют пять торговых марок: «Баренцев» (ЗАО «Золотой терем», Москва), «Делмор» («Бриджтаун Фудс»), ВЕЕRkа («Сибирский берег»), «Дальпико» (ООО «Дальпико-ДВ», Москва) и «Сухогруз» (ООО «Сухогруз», Мос­ква). Но, несмотря на то, что потребители осведомлены о достаточно большом коли­честве брендов этого сегмента, велика здесь и доля респондентов, которые не смогли на­звать самостоятельно и не узнали в предло­женном списке ни одной марки - таких сре­ди опрошенных оказалось 26%.

В отношении потребления складывается примерно схожая ситуация. Так, в сегменте сухариков лидерами являются «Кириешки» - их в течение недели перед опросом приобретали 73% респондентов - и «З корочки» они пользовались спросом у 61% Воронежа. Кроме того, довольно существенные показатели здесь зафиксированы и у

торговых марок «Клинские» - 34%, «Компашки» - 25%, «Бомбастер» - 21%, «Мягкие сухарики» («Русскарт») - 16%, Вig-Bon (ТД «Роллтон», Москва) -15% и Bake Rolls (ЗАО «Чипита» Санкт-Петербург») -12%.

Незначительным спросом из представленного перечня пользовались сухарики торговых марок «Алладин» (ООО ТД, «Эврика», Москва), «Емеля» (КПФ «Емеля, Москва), «Хрустец» («Золотой терем») – по 4% покупателей, а также «Трофи» (ООО «Хэппилэнд», Москва) - 3%.

Среди картофельных чипсов самыми покупаемыми в Воронеже являются Lay’s - их в период опроса приобретали 67% горожан - и «Московский картофель» с показателем покупок 60%. Достаточно много потребителей также отдают предпочтение чипсам Estrella - 25%, «Русская картошка» - 21% и Рringles - 19%.

Картофельные чипсы торговых марок Big-Bon и Fаn («Сибирский берег») приобретали 8 и 4% респондентов соответственно. Наименее покупаемыми являются чипсы марок Carambas (Snack Food Poco Loco NV, Бельгия), Chip’N’Go («Бриджтаун Фудс»), «Наш чемпион» (ООО «Русская снековая компания», Москва), «Супер чипсы» («Рускарт») и «Чипсоны» («Сибирский Берег») каждая из этих марок набрала по 2% опрошенных.

Самыми распространенными орешками в упаковке, потребляемыми респондентами, является продукция под торговыми марками Chaka и «Жико», которой соответственно, отдают предпочтение 81 и 64% опрошенных. Только 14 и 11% респондентов покупали в качестве перекуса орешки торговых марок «Клинские» и Big-Bon, а на долю каждой из таких марок, как EMarko («Рибер энд Сан Раша Продакшн»), Good-Food (ООО «Гуд-Фуд», Москва), Mivimex (ЗАО «Масан Рус Трейдинг», Москва) и «ХитНатс» (ЗАО «Фабрика «Золотые купола», Московская область), пришлось лишь по 2% покупок.


По сравнению с перечисленными категориями снеков, расфасовка семечек в упаковку является относительно новым наравлением. Несмотря на это, потребители на сегодняшний день способны выделить наиболее предпочтительные торговые марки в этом сегменте. Так, самыми покупаемыми являются семечки марок «Станичные Байки» - их предпочитают 56% воронежцев, «Бабкины» - 46% и «Золотая семечка» - 40% опрошенных. Известными и покупаемыми также являются семечки «Богучарские» (ООО «Агроспутник», г.Богучар Воронеж­ской области) - они пользуются спросом у 17% респондентов.

Наименее популярны «Семечки от Сенеч­ки» (ИП «Алвеста-М», Минск, Белоруссия) - их приобретают 4% жителей Воронежа, «Бе­лочка» (ЗАО «Смарт», г. Златоуст Челябинской области) и «Лузгарики» (ЗАО «ФК Финком», Москва) - на долю каждой из этих марок при­ходится по 2% покупок.

Альтернативой потребления соленых орешков и чипсов к пиву являются сушеные морепродукты. На сегодняшний день лиде­рами потребления среди торговых марок морепродуктов являются «Баренцев» - ее выбирают 59% воронежцев, ВЕЕRkа и «Делмор» - по 38% голосов потребителей. Устойчивые позиции в потреблении также занимает продукция ТМ «Сухогруз» - поль­зуется спросом у 25% респондентов и «Дальпико» - 16% опрошенных. А марки «Флейкс» (ООО «Полинекс», Москва) и «Там-Там» (ООО «Там-Там», Москва) покупали в период исследования лишь 6 и 3% респондентов со­ответственно.

Подводя итоги исследования, можно от­метить, что в Воронеже потребление суха­риков, орешков в упаковке, чипсов и семечек весьма активно. Дальнейшее развитие рын­ка приведет к увеличению знания опреде­ленных торговых марок, а также появлению региональных торговых марок снеков.

Наиболее эффективным каналом про­движения снеков в регионе являются роз­ничные сети, где популяризации и росту продаж такой продукции способствует про­ведение промо-акций.

В силу аграрной составляющей региона на воронежском рынке снеков предполага­ется рост и развитие сегмента «Семечки», поскольку это направление наиболее оче­видно для местных производителей.

Влияние производителей федерального уровня, характер продвижения ими снековой продукции, безусловно, будет задавать тон на региональных рынках. Что касается продуктовой инновации в регионе, то, по ре­зультатам анализа экспертной информации, здесь никаких изменений в обозримой пер­спективе не предвидится, новинок можно ждать только от внешних производителей.

Исследование компании "Реформа", 2007 год
Источник: Журнал "RUSSIAN FOOD AND DRINKS" Российский продовольственный рынок

Мнение по теме

Наш прогноз на 2007 год: рынок снеков вырастет на 11% в натуральном выражении и на 16% в стоимостном. Структура рынка соленых снеков смещается в пользу более дорогих продуктов – картофельных чипсов и морепродуктов, на долю которых приходит­ся уже около 2/3 стоимостного оборота.

Для успешного развития торговых марок на рынке необходимы существенные инвес­тиции в производство, маркетинг и разви­тие дистрибьюции. Снеки являются това­ром импульсного спроса, для которого характерно следующее: если продукт не ви­ден на полке - он не продается! Поэтому все крупные производители снеков стремятся увеличивать свою представленность в тор­говых точках, а также уделяют огромное значение качественному мерчандайзингу в местах продаж. Для выделения и правиль­ной выкладки товаров используются фир­менные стойки, страйп-ленты, шоу-боксы, ценники и прочие виды рекламной продук­ции. Также широко распространены мотивационные программы для торговых парт­неров (трейд-маркетинговые мероприятия).

Для формирования знания и создания лояльности потребителя к торговым маркам используется полный комплекс маркетинго­вых мероприятий: ТВ и радиореклама, промоушн-акции и т.д.

Важен серьезный контроль качества: так как потребитель снеков склонен переклю­чаться с марки на марку, качество и опыт потребления какой-то торговой марки зачас­тую являются решающим фактором выбора продукта того или иного производителя. По последним исследованиям, основными драйверами потребления снеков являются удобство и удовольствие: потребителю важ­но быстро и легко утолить голод. И при этом данная еда должна вырабатывать, скажем так, «гормон удовольствия» - ее вкус должен буквально радовать. В то же время разви­вается направление здорового питания: в западных странах очень популярны низко­калорийные, обезжиренные, натуральные снеки.

В России данный тренд еще не слишком выражен, но потребитель становится все более разборчивым в своих вкусовых пристрастиях: неспроста каждый сезон произ­водители выводят на рынок новые вкусы, новые виды упаковки.

Ольга Муравьева, бренд-директор «Бриджтаун Фудс»




Список категорий / Хлебопекарная и кондитерская отрасли

текноиталия.рф - TEKNOITALIA GROUP Ltd.  RUSSIA  Moscow © 2004-2024
При копировании материалов с сайта обратная ссылка обязательна

ООО "ТЕКНОИТАЛИЯ ГРУП"
         121351 г.Москва ул.Ивана Франко 46 стр.3 пом.3   Схема проезда
+7 499 1437998   e-mail: 

Яндекс цитирования